АвтоАдвокат

Экспертиза ДТП

Мало кто из непосвящённых уделят достаточное внимание экспертизам ДТП, а ведь именно они в большинстве случаев решаюи сход дела. И чтобы не удариь в грязь лицом, читайте о них самую нужную информацию, ориентированную на всех.
 
обо мне⁄контакты    мои статьи    библиотека   
Алкотестер онлайн

Билеты ГАИ

Экспертиза ДТП: что это такое и с чем это есть. Как проводится и сколько стоит. Когда за неё платит государство. Какие вопросы поставить?

© АвтоАдвокат
страница
«Экспертиза ДТП: что это такое и с чем это есть. Как проводится и сколько стоит. Когда за неё платит государство. Какие вопросы поставить?»
по состоянию на:
21.11.17 02:56:40




АвтоАдвокат рекомендует:
Юридические услуги
Настоящий профессионал корпоративного и хозяйственного права.


версия 2.0



Адвокат + Viber

Skype (текст): avtoadvokat001

Экспертиза ДТП

Экспертиза ДТПК сожалению каждый водитель тем или иным образом участвовал в дорожно транспортном происшествии. И если серьёзность его сколько ни будь велика, то судебное разбирательство по делу будет представлять из себя не пятиминутку, а довольно небыстрый, часто кропотливый процесс, в ходе которого стороны предпринимают самые разные методы для доказывания нужных им обстоятельств. Естественно привлекаемый к административной ответственности (виновник) пытается доказать свою невиновность, а потерпевший, в свою очередь, наоборот доказывает виновность оппонента. И самым значительным доказательством вины была и скорее всего будет экспертиза ДТП. Не секрет, что для многих за этим понятием кроется нечто загадочное, и даже уголовно окрашенное. Ведь многие смотрят фильмы, где эксперты ходят в красивых комбинезонах с соответствующими надписями и делают свои заключения чуть ли за пятнадцать минут, что называется из воздуха.

Но что же на самом деле экспертиза ДТП в реальности, какие они бывают и зачем – читайте далее в настоящем материале.

Итак, первый вид экспертиз, которые нужно назначить при ДТП – это экспертиза автотовароведческая.

Проводится у любого эксперта, обладающего специальным разрешением на такую деятельность. Подобных экспертов в настоящее время пребольшое множество. В результате выдаётся в результате акт об оценке ущерба, причинённого владельцу транспортного средства. Размер его может составлять от пяти страниц и более, и зависит от количества описанных повреждений, фото и иной информации. Также, выдаются копии документов, подтверждающих личность и квалификацию проводившего её лица и квитанция об оплате.

Исключения. Если виновник аварии имеет полис ОСГПО (автогражданку), то автотовароведческая экспертиза ДТП проводится за счёт его страховой компании. Если же не имеет – то за счёт специального органа – МТСБУ в установленном порядке. Для этого в любом случае, Вам требуется как можно скорее сообщить в эти организации о ДТП. В свою очередь, они обязаны назначить эксперта (или любого представителя), который в десятидневный срок должен провести фиксацию повреждений автомобиля лично. Если по истечению десяти дней этого не произошло, экспертиза ДТП делается Вами за свой счёт, у любого эксперта. Потраченные деньги Вам обязаны будут вернуть вышеуказанные страховая или МТСБУ, согласно специального закона.

На что обратить внимание. Прежде всего, если исследование проводится за счёт страховой или МТСБУ – сразу договоритесь с экспертом о том, чтобы он выдал Вам копию заключения, либо хотя бы - листа, на котором отображён результат – сумма ущерба. Как правило – это первый лист. Но делать это очень эксперты не любят сетуя на то, что Вы не являетесь заказчиком экспертизы. В этом случае не обойтись без вмешательства адвоката, с как минимум своевременной подачей соответствующего запроса.

Также, нужно помнить, что осмотр автомобиля и составление соответствующего протокола должны проводиться только самим экспертом лично. Никаких аварийных комиссаров или помощников. В противном случае, такая экспертиза ДТП будет обоснованно опротестована в суде. Более того, весьма желательно, чтобы при осмотре присутствовал и виновник. Это исключит возможность того, что позже он заявит, что указанные повреждения вашего автомобиля Вы придумали. Но Вызов виновника на осмотр авто должен быть подтверждён телеграммой с уведомлением о вручении, отправленной не позже, чем за три дня.

Следующая, весьма популярная экспертиза ДТП – автотехническая. Её цель как раз установить виновника случившегося. Проводится она как правило в государственных учреждениях. К таким относятся НИИСЭ – научно-исследовательские институты судебных экспертиз и НИЭКЦ ГАИ – научно-исследовательские экспертно-криминалистические центры. Все экспертизы, назначаемые судами и следователями, направляются именно туда и проводятся за счёт государства. Тем не менее, подобные исследования может проводить и любой независимый частный эксперт на коммерческой основе, то есть за Ваш счёт. Срок проведения – от нескольких дней до одного месяца.

Нужно помнить, что правильно поставленные на разрешение экспертизы вопросы могут сыграть решающую роль по делу. Так что я решительно не советую пренебрегать своими правами по письменному предложению вопросов следователю или судье. В этом Вам сможет помочь опытный адвокат по ДТП (без ложной скромности - Ваш покорный слуга).

Очень важным вопросом является также и вопрос оплаты проведения экспертиз ДТП, назначаемых на стадии суда. Согласно одному из постановлений пленума верховного суда (что-то вроде специального руководства к действию, по вопросам недоописанным в законах), судьи обязаны всесторонне установить все обстоятельства по делу, в том числе и назначением экспертиз. На практике это правило почти всегда игнорируется. Судья ожидает, что кто-то привлекаемый или потерпевший заявят такое ходатайство. Затем же требует оплаты экспертизы именно о т того, кто о ней просит. Но такой подход уместен только в гражданских делах. В делах же о привлечении к административной ответственности законодателем предусмотрено проведение экспертиз за счёт государственного бюджета. Из своей практики могу твёрдо отметить, что к сожалению, многие судьи никогда об этом не слышали, другие продолжают отпугивать не нужные им, «затягивающие дело» экспертизы огромными ценниками участникам процесса. Посему, в своих ходатайствах о назначении экспертиз ДТП я всегда подробно и популярно описываю не только требуемые к исследованию обстоятельства, но и указываю на порядок финансирования исследований, что исключает ненужные дебаты об оплате всего за Ваш счёт, ставит процесс на нужный лад с самого начала. При этом будьте готовы, что судья (или помощник) заявят Вам: «В суде нет денег. Принесите на следующее заседание уже готовое заключение экспертизы или будете виновным». Это, конечно же, неправомерно, недопустимо, но частый факт. Тут нужно отметить, что деньги, которые Вы заплатите за экспертизу вернуть будет очень трудно, т.к. сработает обратный эффект. То есть на суде (уже об ущербе) теперь уже другой судья может справедливо отметить, что не требовалось самостоятельно оплачивать экспертизу, так, как государство за неё должно было платить. Всё это нужно учитывать.

О таком виде экспертизы ДТП как трассологическая я упомяну вскользь, так, от предыдущей она отличается только назначением – изучением следов происшествия. Ими могут быть тормозные следы автомобиля, след краски одного автомобиля на другом, в результате столкновения, следы протектора шин, пулевые отверстия, вмятина от кирпича, упавшего с раздолбайского грузовика.

А вот такого вида экспертизы как судебно-медицинская (СМЭ) остановимся немного подробнее. Ведь именно от её результатов зависит как пойдёт производство по делу – уголовным процессом или по КУоАП. Согласно ст. 286 УК преступлением может быть вина в таком ДТП, в котором пострадали люди. И не слегка, а получив как минимум средней тяжести телесные повреждения. Как раз именно на этот вопрос и отвечает данный вид исследования. Если же будет установлена лёгкая степень повреждений, то по-старому УПК следователь выносил постановление об отказе в возбуждении дела, а по новому обязан уголовное производство закрыть. Многие спрашивают как отличить тяжесть травм. На глаз это конечно сделать трудно. Можно лишь отметить, что синяки, царапины, и неглубокие порезы это лёгкие, перелом (кроме хрящевой ткани носа), глубокие порезы это средние, ну а проникающие ранения, увечья, уродство лица – уже тяжкие. Это конечно очень поверхностные признаки и только для общей информации. Заключение по таким делам делаются, в среднем, около месяца. Иногда, требуется участие нескольких специалистов. Назначается следствием, с оплатой за счёт государства. Но потом взыскиваются с признанного виновным.

Также важной является экспертиза технического состояния автотранспорта. Здесь уже идёт речь об исправности автомобиля, работоспособности его узлов, агрегатов и соответствия их техническим параметрам. Что это значит на практике? Например Вы не смогли затормозить, так, как не сработали тормоза и попали в ДТП. Требуйте смело такой вид экспертизы! Специалист установит почему машина не послушалась Вас и какая неисправность к этому привела. Здесь важно, что назначение такого исследования целесообразно только тогда, когда машина находится или на штрафплощадке или на ответственном хранении. То есть нужна уверенность, что это не Вы потом, после аварии, перерезали тормозной шланг, чтобы вину с себя снять. Также, практика показывает, что такой вид экспертизы ДТП полезен при проколе (как называют сами эксперты - аварийной разгерметизации) колеса, после чего авто потеряло управление.

Все иные виды экспертиз обстоятельств ДТП - металоведческую, химико-технологическую и прочие - как правило часто объединяют и называют криминалистическими. Особенно - когда трудно определиться с их названием. К примеру при постановке вопроса - горели ли габаритные огни транспортного средства в момент разрушаещего их воздействия (а, если по-человечески: работали ли габариты когда машину бахнули). Вторым вопросом тут может быть - каким способом изготовлена делать, каково качество сварки и в результате чего произошло её разрушение, каков его механизм. (опять-же по-человечески это не от того ли газель понесло, что на ходу попнула некая деталь, сделанная в гараже, да ещё и плохо приваренная). Часто это касается самопальных буксировочных штанг, тюнигновых кресел, рулей и пр.

Итак, например, в ДТП, в котором есть разбитая машина и ушиб у пассажира будут скорее всего назначены все вышеописанные экспертизы. А в таком, в котором отбито зеркало заднего вида самим же владельцем только одна экспертиза ДТП - автотовароведческая, и то самим водителем, и только если его автомобиль застрахован по типу КАСКО.

Конечно, в рамках статьи весьма сложно охватить весь объём знаний об экспертизах ДТП, но основные я постарался осветить, дабы пролить на них свет. Я настоятельно советую Вам обращаться к профессионалам при назначении экспертиз, либо отказе в их назначении. Ведь от этого зависит Ваше будущее. Помните, что во владениях отечественной фемиды требуется экспертиза даже для доказывания морального вреда, причинённого смертью близких. Что уже говорить о вреде в десятки и сотни тысяч гривен, причинённом в ходе ДТП. Так что не стесняйтесь задавать вопросы на странице контактов!

© адвокат Лобушко Валерий Владимирович - AvtoAdvokat.com.ua: Экспертиза ДТП